13:24 Как Джеймс Дин навсегда изменил актерскую игру |
После того, как Дин появился на экране, главная мужская роль уже не будет такой, как прежде
Источник Перевод: Екатерина Мироненко
К моменту своей гибели 30 сентября 1955 года Джеймс Дин успел сняться в трех картинах, но только «К востоку от рая», снятая по одноименному роману Джона Стейнбека, успела выйти в прокат. В потоке сентиментальных отзывов, критики выделили Дина и его выдающуюся роль экспрессивного злого брата в библейской истории об Авеле и Каине, пересказанной Стейнбеком. Смерть юной звезды всколыхнула заголовки мировых изданий. Гедда Хоппер в своей статье в «Лос-Анджелес Таймс» выразила всеобщее мнение такими словами: «Я все еще не могу оправиться от смерти Джеймса Дина, одного из величайших актеров, которого я когда-либо знала». Месяц спустя «Бунтарь без причины» вышел на экраны, и зрители выстраивались в огромные очереди, чтобы увидеть драму Николаса Рея о проблемном молодом парне из Америки. Может быть, Дин и скончался недавно, но неожиданно он ожил на всех экранах страны. Никто не предполагал такого неподдельного интереса публики. Зрителям очень понравился образ Джима Старка, который воплотил Дин. Многие узнали в нем себя, тех, кто отчаянно борется с болью и проблемами, скрывающихся за «крутой» внешностью. После этого миф окружил жизнь и смерть Дина. Все это только усилилось с выходом его последней картины «Гигант». В киноадаптации новеллы Эдны Фербер о богатых техасцах сыграли Элизабет Тейлор и Рок Хадсон. Дин исполнил роль Джетта Ринка, «бедного родственника», которого принимают в свой круг богачей лишь тогда, когда он находит нефть и становится миллионером. Его перевоплощение из скромного пастуха в спесивого нефтяного магната со склонностью к спиртному было удостоено номинации на «Оскар». Также его номинировали за картину «К востоку от рая», и таким образом он стал единственным в истории актером, кого дважды номинировали посмертно. По прошествии лет стало понятно, какой огромной оказалась эта утрата для всего мира кино в тот сентябрьский день, когда Дин погиб в своей машине. И миф неуклонно рос. Через некоторое время он стал международной легендой, наряду с Мэрилин Монро и Элвисом Пресли. Миф, однако, процветал не из-за его трагической гибели, а благодаря бессмертному наследию, которое он оставил своими работами. Джеймс Дин умел по-настоящему перевоплощаться. До Дина актерство было другим. В 30-е, 40-е и начале 50-х годов актеры играли в классическом стиле. Кларк Гейбл в «Унесенных ветром», Гэри Купер в «Сержанте Йорке», Спенсер Трейси в «Городе мальчиков» — все они показывали сдержанный, беспристрастный стиль игры. Но Дин, как и Марлон Брандо, и Монтгомери Клифф – два актера, повлиявшие на него более всего – смог усовершенствовать их манеру. Брандо в «Трамвае «Желание» , Клифт в «Месте под солнцем» и Дин в «К востоку от рая» — все это примеры «вживания в роль», метода по системе Станиславского (который в своей студии преподавал Дину Ли Страсберг - прим. редактора).
Клифт успел сняться в 17 картинах до своей смерти в 1966 году, Брандо – почти в 40, но именно Дин, со своими тремя полностью законченными проектами, стал символом преобразований в актерской игре в 60-х годах. Именно тогда Харви Кейтель, Роберт Де Ниро и Аль Пачино стали известными, а последний даже назвал Дина «вдохновением»:
Что выделяло Дина среди остальных? В то время, как Гейбл, Купер и Трейси были закрыты в своей игре, Дин распахнул себя для зрителей. Для него не существовало понятий «слишком эмоциональный», «слишком откровенный». Дин был очень убедителен, потому что, в отличие от предыдущего поколения, он хотел открыться и показать истинные эмоции на камеру, даже если эта игра причиняла ему боль, а зрителям, в свою очередь, было больно смотреть на него.
Что касается «вживания в роль», когда он был членом Актерской Студии и читал Станиславского, он мог сам контролировать свою работу.
В частности, Дин сформулировал свои собственные теории, и эти теории вписались в идею о том, что актерская игра должна быть стихийной, эмоциональной, ситуативной. Во времена Дина слово «ситуативность» имело немного другое значение, даже для тех актеров, которые следовали методу. Дин полагал, что момент – самый важный элемент процесса игры, что актер должен работать от момента к моменту, что успешная игра – это цепочка выдающихся моментов, соединенная звеньями, как ожерелье из прекрасных жемчужин.
|
|
Всего комментариев: 0 | |