Источник
Перевод: Светлана Ра для james-dean.ru
Бунтарь без остановки: он был неудобным одиночкой, раздражавшим соседей по съемочной площадке… Так почему же Джеймс Дин – икона стиля по сей день?
Его лицо можно увидеть на футболках и плакатах, десятилетиями его используют для рекламы автомобилей, джинсов, газированных напитков и даже банковских кредитных карт. Отрешенное выражение лица как воплощение дерзости молодого поколения – идеальный маркетинговый ход.
Он погиб в автомобильной аварии более полувека назад, в 1955 году в возрасте 24 лет, через 6 месяцев после выхода его первого фильма «К востоку от рая», за несколько дней до премьеры второго – «Бунтарь без причины», сразу после окончания съемок третьего - «Гигант».
В этом месяце компанией London’s BFI Southbank планируется выпуск заново смонтированных версий всех этих трех фильмов, одним изданием James Dean Season. Фильм о его жизни находится в стадии производства.
Но почему Дин до сих пор является объектом такого поклонения? Что сделало его символом юношеской тоски на все времена? И почему, спустя столько лет, он все еще, кажется, не утратил своей современности?
Я интересуюсь Дином с того момента, как посмотрел «К востоку от рая», будучи подростком; он был первым увиденным мной актером, который выглядел так, будто он и не играл вовсе. Причина в том, что он так же, как и Марлон Брандо, был первопроходцем в натуралистическом стиле игры, которому они научились в Актерской Студии в Нью Йорке.
Я вернулся к нему уже взрослым, когда делал документальный фильм «Джеймс Дин: первый американский подросток», колеся по Америке ради интервью с его друзьями и коллегами.
Мальчик с фермы в штате Индиана, после смерти его матери, когда ему было всего 9 лет, был воспитан тетей и дядей. В 18 лет он ушел из дома, а затем бросил колледж в Лос Анджелесе ради эпизодических ролей в рекламе и кино.
В 21 он сел на автобус до Нью Йорка, и появился более чем в 30 ТВ-драмах, однажды даже с Рональдом Рейганом.
Затем в возрасте 23 лет его снова пригласили в Голливуд для съемок «К востоку от рая». Он полетел туда, сложив все пожитки в один бумажный пакет, и, получив аванс, купил подержанный спортивный автомобиль марки MG. Он обожал скорость.
Еще до премьеры «К востоку от рая» режиссер Элиа Казан и Уорнеры понимали, что у них получилось нечто совершенно особенное. Но и Дин уже доказал, что Голливуду, привыкшему к пассивным «звездам» в студийных съемках, будет сложно с ним справиться.
Как говорит Деннис Хоппер, перед съемками режиссер Элиа Казан рассказал всему актерскому составу и съемочной команде, что они встретятся с молодым актером, который может показаться странным и неуживчивым, но будет «чистым золотом на экране.»
И вот входит Дин, залпом выпуская всевозможные ругательства. Рэймонд Мэсси, который играл его отца в фильме, повернулся к Казану и произнес: «И вот это ваше золото?»
Второй фильм Дина, «Бунтарь без причины», с Натали Вуд, был попыткой понять новое увлечение американцев пороками, присущими среднему классу. В нем появляются знаменитая красная куртка Дина на молнии и синие джинсы, хотя и совсем случайно.
Запланированный как малобюджетный черно-белый фильм, он в течение недели снимался в монохромном варианте. Затем, после положительной реакции студии, было решено начать съемку заново в цвете. Вот такие прихоти порой создают иконы стиля.
Словно мчась против времени, Дин начал съемки в «Гиганте» с Лиз Тейлор и Роком Хадсоном спустя пару дней после завершения съемок «Бунтаря». Хадсон его ненавидел: «С ним сложно было находиться рядом. Полон презрения.»
Дин считал Хадсона паршивым актером. Дэннис Хоппер, который снимался и в «Бунтаре», и в «Гиганте», рассказал мне о необычной манере Дина готовиться к съемке.
«Мы были в Техасе, и люди стояли в 100 футах от того места, где Джимми был в первой сцене с Элизабет. Он отошел примерно на середину между местом съемок и местом, где стояли люди, расстегнул штаны, пописал, затем вернулся и сыграл сцену с одного дубля.»
Хоппер спросил его, зачем он это сделал.«Ну, я очень нервничал,» сказал ему Дин. «И я понял, что если я смогу помочиться на глазах у всех этих людей, то я смогу вернуться и сделать что угодно в фильме.»
Гонорары Дина за фильмы заметно возросли, и на съемках «Гиганта» он купил себе новый Porsche Spyder. Страховщики не допустили его до вождения этой машины, пока не закончатся съемки фильма. В пику им он по иронии судьбы появился в рекламе безопасности на дорогах.
«Помните,» со смехом заканчивает он. «Водите аккуратно, потому что жизнь, спасенная вами… может быть моей» - так он поменял изначальные строки «может быть вашей.»
Ему оставалось жить 13 дней. В пятницу, 30 сентября 1955 года, через неделю после окончания съемок «Гиганта», он забрал свой Порше, и вместе с механиком отправился на гонки в северную Калифорнию.
В 3.30 пополудни полицейский на дороге выписал ему штраф за превышение скорости.
Затем в 5.45 студент по пути домой на уик-энд преградил своей машиной дорогу ускоряющемуся Порше.
Механика Дина выбросило наружу и он, несмотря на переломы, выжил. Студент отделался синяком на носу. Но Дин, чьи ноги запутались в педалях, погиб.
Через несколько недель покорёженный Порше был выставлен в кегельбане в Лос Анджелесе, где поклонники платили по 50 центов, чтобы взглянуть на него.
«Люди отрывали куски,» рассказывает подруга Дина, Майла Нурми. «Когда машину решили убрать, там практически уже ничего не осталось.»
«Бунтарь без идеала» вышел на экраны и имел мировой успех, а имидж Дина сразу стал чем-то наподобие имиджа рок-звезды, хотя рок-н-ролл по сути еще и не появился, а Элвис еще не записал свой первый супер-хит.
Что сделало его легендой? Некоторые считают, что ему просто посчастливилось оказаться у истоков зарождения повальной увлеченности молодежной культурой: опрятный внешний вид, джинсы, шикарная стрижка – все вместе образует классический стильный имидж.
На большинстве фотографий он выглядит одиноким и посторонним в мире взрослых людей. И он культивировал этот имидж, потому что, - и это естественно, он был самовлюблен. За ним постоянно гонялись фотографы, один даже ехал следом за ним в день его гибели.
Композитор Леонард Розенман, который жил в одной комнате с Дином в Нью Йорке, и отправился с ним в Голливуд, чтобы писать партитуру «К востоку от рая», видел в нем «патологическую жажду внимания к себе… хотя это профессиональное заболевание актеров.» Он рассказал, что Дин был позером. Впервые он был представлен ему как «крутой пацан, который спит на гвоздях», но вскоре обнаружилось, что «у Джимми огромнейшее желание быть интеллектуалом, и он таскал с собой книги Кьеркегора и Ницше. Думаю, он хотел быть иным, не тем, кем он был.»
Джек Ларсон, телезвезда, который видел Дина на голливудских вечеринках, разделяет эту точку зрения.
«Он мог сидеть за барабаном бонго в углу и играть на нем, в то время как остальные пытались разговаривать друг с другом. Затем он взглянул бы на вас с тем самым выражением легкой обиды. И я понимал, ведь ему это было не нужно на самом деле, бедный парень.»
Все 18 месяцев своего пребывания в Голливуде Дин любил цитировать строки из увиденного фильма: «Живи быстро, умри молодым, чтобы хорошо выглядеть в гробу.» Вряд ли когда звучало более пророческое высказывание. Но у коллекционера памятных вещей Дина, Кеннета Кэндала, с которым я говорил в Лос Анджелесе, самый циничный взгляд на раннюю смерть Дина.
«Есть одна чудесная вещь во всех этих мертвых кино-звездах,» сказал он и заставил меня примерить куртку, которую Дин носил на съемках «К востоку от рая». «Они не могут нас разочаровать, как любые из ныне живущих.»
|