12:06 Джеймс Дин: Икона Стиля |
Источник Текст: Рита Замураева
Джеймс Дин – самый значимый антигерой Голливуда, человек-легенда, одна из наиболее знаковых поп-икон всех времен и народов. Его имя навсегда стало нарицательным и вошло в историю, обозначив культовую личность 20 века, чья жизнь была загадкой, актерский талант – достоянием мирового кинематографа, а смерть – одной из самых трагичных потерь столетия. Джеймс Байрон Дин родился в провинциальном городке в Индиане во времена Великой депрессии. Свое первое имя он получил в честь акушера, принимавшего роды, а второе — в честь любимого поэта матери. Для отца он стал обузой и нелюбимым сыном, и тот всю жизнь держался по отношению к сыну холодно и временами враждебно. Мать всеми способами прививала Джимми любовь к искусству и развивала его таланты. После ее смерти 9 летний Дин переехал в дом своего дяди, который всячески поддерживал решение мальчика стать актером, помогал его становлению и, в отличие от родного отца, всегда гордился успехами своего «второго сына» на актерском поприще. Отправившись из штата Индиана в Лос Анжелес, а затем в Нью-Йорк, на поиски своей мечты, Дину пришлось не только избавиться от плохой дикции и провинциального акцента, но и преодолеть бедность и голод. Долгое время Джеймс жил в своей машине и плохо питался, порой оказываясь на грани голодной смерти. В 20 лет, благодаря располагающей внешности «соседского парня», он дебютировал на телевидении в рекламном ролике Pepsi-Cola. А затем за 12 месяцев снялся в 16 телешоу, а также в спектакле «Имморалист», открывшем Дину дорогу в Голливуд. Молодого честолюбивого Джеймса Дина не устраивали маленькие роли. Он ждал, пока мир признает его истинный гений и позволит его таланту проявить себя в полной мере. А сам тем временем в актерском ремесле ориентировался только на две ролевые модели: Монтгомери Клифта и Марлона Брандо. Перенимая дерзость персонажей Брандо, его независимую манеру, идущую вразрез с голливудскими стандартами, он относился к самому кумиру с некоторой долей одержимости и помешательства. Первую большую роль Дина в кино можно смело назвать автобиографичной. Великий Элиа Казан искал актера на роль отвергнутого и одинокого молодого человека, который страдал от холодности отца, и нашел в Джеймсе Дине точное воплощение своего героя. Так жизненный сценарий Дина совпал с его первой серьёзной работой в кинематографе. В этой первой главной роли в кино Дин вышел за рамки актерского мастерства, переведя игру на глубоко личный уровень. Он воплотил в своей роли личную драму, вместе с болью своего героя показав всю свою боль и одиночество. А вместе с тем одиночество и проблемы целого поколения молодых американцев, которые увидели в Джеймсе Дине свое отражение и сделали его своим кумиром. Его дебют в кино взбудоражил миллионы. Джеймс Дин приобретает славу нового героя молодежи. Как самый популярный актер 1955 года он появляется на обложках модных журналов, а его снимки мечтают делать лучшие фотографы. Но это было только начало. Впереди Джеймса Дина ждала работа, которая станет манифестом поколения 50-х. Следующий фильм Джеймса Дина «Бунтарь без причины» не просто стал символом подросткового бунта, но и приобрел статус культового кино. После выхода картины герой Дина Джим Старк становится олицетворением эпохи. Вместо привычных мужских образов Золотого Голливуда на передний план выходит простой парень, последний романтик 50-х, страстный, честный и чувственный. Фильм положил начало новой эпохе бунта, протеста и отрицания и изменил культурное пространство. Художник по костюмам с особой педантичностью отбирал одежду для героя Дина – в соответствии с внутренней борьбой персонажа в течение фильма Дин меняет строгий костюм на джинсы, белую футболку и куртку – сочетание вещей, впоследствии ставшее символичным. Красная нейлоновая куртка, белая футболка и синие джинсы превратились в униформу молодых нонконформистов, бросающих вызов пережиткам прошлого в борьбе за честность и справедливость. Изначально эта картина была документальной работой о юношеских патологиях и планировалась как черно-белая. Но именно цвет и цепочка совпадений сыграли в этом нетленном кинохите ключевую роль. Легендарная красная нейлоновая куртка Джимми Старка была куплена случайно одним из актеров фильма на бульваре, где одевались уличные банды. Неестественный синий цвет денима был достигнут за счет того, что джинсы погружали в специальный краситель, чтобы они выглядели ярко-синими. В противном случае из-за особенностей пленки Technicolor цвет в кадре превратился бы в грязно-зеленый. А белая футболка, которую носил не снимая Джим Старк, относилась в то время к нижнему белью. Из-за этого критики писали, что во время съемок фильма Джеймс был похож на «неубранную кровать». Уже через три дня после окончания съемок в «Бунтаре без причины», Дин приступит к работе над своим последним фильмом «Гигант». Чтобы навсегда войти в историю кинематографа Джеймсу Дину хватит всего трех фильмов. Его чувственная, искренняя и страстная игра с надрывом, экспрессией и пропусканием роли через себя становится образцом и вдохновением для многих последующих поколений актеров и зрителей.
Джон Хоулетт, автор биографии Дина "Дикий сердцем", пишет: "Иной раз мир кажется ему невыносимым, и он делается беспокойным, неуправляемым и бестолковым. А то вдруг все ему нравится, он послушен и ждет внимания. Это поведение зверька, который так и остался неприрученным, в котором сохранилась атавистическая память и ощущения свободной жизни. Он вечно не в ладах с миром, в котором вынужден обитать, подчас пытается отринуть его от себя, уйти от него, но всегда возвращается, потому что другого мира нет". Самоуверенный эксцентричный Джеймс Дин олицетворял мятеж и свободу для поколения, еще не знавшего ни битломании, ни Элвиса, ни Боба Дилана, ни Джима Моррисона. Более того, именно Джеймс Дин служил вдохновением для всех этих героев будущего десятилетия. «В Дине скапливалось все противоречие молодежи, он как идеал наступившего времени, нетерпение, агрессия, связанная с уязвимостью, высокомерие, нервная чувствительность, застенчивость – все это было частью его натуры», – отмечал фотограф Денис Сток. Чуткий, ранимый и одинокий молодой актер бросил вызов эталону мужской красоты начала второй половины 20 века. Дина называли неряшливым, похожим на бездомное животное, «спящим на лезвии бритвы». А он тем временем предъявил миру новый идеал мужественности, образец мужчины, стремящегося жить и несогласного с существующим порядком.
Его подруга Пьер Анджели отзывалась о нем, как о «примере нового типа американца; Лидера нового образа жизни, способа мышления, манеры поведения, стиля в одежде». Она утверждала, что Дин мог заставить любого чувствовать, будто нет ничего невозможного. Великолепный артист с разрушительной силой, он стал не только иконой кино, но и предметом вожделения женщин и мужчин по всему миру. Благодаря наглости и строптивости его считают продолжателем образа Марлона Брандо. Брутальный представитель рабочего класса, в своем роде Стенли Ковальски из «Трамвая Желание» в новой интерпретации с сексуальной грустью во взгляде и агрессивном несогласии с окружающим миром. Колоссальное влияние имел не только стиль поведения Джеймса, но и его манера одеваться. Его талант наделять одежду особым сексуальным подтекстом превратил многие предметы гардероба в объекты желания и маст-хэвы. Например, джинсы Lee 101Z, в которых он снимался в «Гиганте», в 2006 году были проданы с аукциона за 35 тысяч долларов. Пальто, которое Дин носил во время съемок в том же фильме, было воссоздано и выпущено ограниченным тиражом из 30 копий. Футболка, считавшаяся всегда рабочей одеждой или в лучшем случае нижним бельем, благодаря Джеймсу Дину стала базовой частью любого гардероба. Он носил ее как отдельный предмет одежды как играя в «Бунтовщике без причины», так и в обычной жизни, шокируя общественность, и, сам того не подозревая, изменил историю белой футболки.
На свое первое прослушивание юный, никому не известный Джеймс Дин приехал на мотоцикле, в широкополой шляпе, сапогах длинной до бедер и куртке с бахромой. В простой футболке, вязаном свитере, кожаной байкерской косухе, мотоциклетных перчатках, чиносах или обычных джинсах Дин чувствовал себя наиболее близко к своей истинной природе. Кстати, джинсам Дин вновь как никто другой придал особый статус и сделал символом бунтарства. Несмотря на то, что его стиль часто называли неаккуратным, неряшливым, на светских раутах в классических костюмах Джеймсу Дину также не было равных. Долю особого очарования придавали ему очки в роговой оправе, которые он носил, имея действительно плохое зрение. Небрежные образы Джеймса Дина с очками, тельняшкой, накинутым сверху пиджаком вдохновляли будущих модов, битников и хипстеров на стилевые эксперименты. Интересы Джеймса Дина никогда не ограничивались исключительно актерским ремеслом. Он неплохо рисовал, любил корриду, писал стихи, играл на барабанах и блокфлейте, изучал современную хореографию и увлеченно экспериментировал с фотографией.
Больше всего на свете Джеймс Дин любил скорость. Все началось в 15 лет, когда дядя подарил ему первый мотоцикл. На заработанные деньги Дин покупает навороченный байк, а на первый крупный гонорар — спортивный автомобиль. Он щедро тратил деньги на гоночные машины, посвящая им все свое свободное время, обожал чувствовать свободу, развивая скорость на треке, и несколько раз занимал на гонках призовые места. "Нет лучшей смерти, чем авария, — говорил Джеймс Дин, — Все быстро, чисто, и ты уходишь из мира в зените славы". В возрасте 24 лет Дин участвует в телешоу, посвященном безопасности дорожного движения, где произносит импровизированную фразу: «Водите осторожней. Жизнь, которую вы сохраните, может быть моей».
Через пару недель он купит роскошный гоночный Porsche 550 Spyder, который назовет «Little Bastard»(«Маленький Ублюдок») и нанесет это прозвище на капот автомобиля. 23 сентября 1955 года он будет отмечать свое новое приобретение в ресторане и встретит там актера Алека Гиннесса, которого поведет на улицу поделиться радостью и показать свой новый серебристый Порше. Вместо восторга от великолепного автомобиля, Гиннесс в жутком оцепенении скажет «Сейчас 10 вечера, пятница, 23 сентября. Если вы возьметесь за руль этой машины, то ровно через неделю в это же время вы будете мертвы». Через неделю 30 сентября в 10 часов вечера в новостях передадут новость о гибели Джеймса Дина в автокатастрофе. После начнется массовая истерия и культ личности Джеймса Дина. А сама машина обрастет не меньшим количеством мифов, чем ее владелец – после смерти Дина «Маленький Ублюдок» будет несколько раз реставрирован, продан, разобран на детали – и каждый раз невероятным образом будет приносить смерть либо увечья своим владельцам.
Дин умер, проработав в Голливуде всего полтора года, а из трех его фильмов к моменту смерти успел выйти только один. Он был первым, кто получил дважды посмертную номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль. Также посмертно стал лауреатом премии «Золотой глобус». В 1999 году Джеймс Дин занял 18 место в списке «100 Величайших звёзд». Джеймс Дин дал толчок истории поп-культуры, навсегда изменив культурный контекст. На протяжении более чем полувека о нем пишут книги, снимают байопики, его образ постоянно эксплуатируется и в моде, и в кинематографе, и в повседневной жизни таких же простых людей, каким когда-то был сам Джеймс Дин. В памяти поколений он навсегда останется вечно молодым секс-символом, кумиром мирового масштаба, тоньше других чувствовавшим свое время, и бунтарем, не терпящим тесных оков общества, чья жизнь пронеслась стремительно и ярко, оставив после себя шлейф слухов, домыслов и мифов. |
|
Всего комментариев: 0 | |